В последние годы Дальний Восток России сталкивается с растущей нагрузкой на инфраструктуру. Высокий спрос на экспортные и импортные контейнерные перевозки, ограниченные возможности портов и недостаточная пропускная способность железных дорог требуют активного расширения транспортных мощностей. В ответ на это, президент Владимир Путин поручил правительству к 2025 году разработать прогноз увеличения объемов неэнергетического экспорта и обеспечить дополнительные меры для его роста.
Правительству предстоит доработать план развития инфраструктуры, адаптированный к запросам компаний, ориентированных на международные рынки. Важно, чтобы новый прогноз учитывал как внутренние потребности, так и возможные риски отставания от намеченных показателей.
На фоне поручений президента правительство уже предприняло конкретные шаги, направленные на улучшение логистики. Премьер-министр Михаил Мишустин поставил цель к 2030 году достичь объема несырьевого экспорта в 21 триллион рублей, что значительно превысит уровень 2023 года в 12,5 триллиона. Столь амбициозные планы требуют кардинальных решений в инфраструктуре — от строительства новых транспортно-логистических центров до модернизации портов и увеличения количества железнодорожных путей.
Недавние обсуждения на Восточном экономическом форуме подтвердили, что ключевым узлом для экспорта на восток остается Приморье. Проблемы портовой перегрузки и скопления контейнеров требуют срочного внимания, так как ограниченная пропускная способность создает «узкие места», задерживая отправку грузов. Представители крупнейших компаний отметили, что развитие сети транспортных центров — одно из решений, которое может снять нагрузку с дальневосточных портов, распределяя потоки по регионам.
В планах правительства и бизнеса — строительство новых транспортно-логистических центров (ТЛЦ), таких как ТЛЦ «Артем» недалеко от Владивостока, который сможет обрабатывать до одного миллиона TEU в год.
Новый транспортно-логистический центр «Артем» станет важным звеном в цепочке перераспределения грузов на восточном направлении. Этот «сухой порт», расположенный в 54 километрах от Владивостока, позволит разгрузить морские терминалы региона, создавая условия для быстрой обработки контейнеров и их дальнейшей транспортировки. Поддержка проекта на уровне государства и участие крупных инвесторов сделали возможным его запуск в рекордные сроки: первый этап строительства уже завершен, и полноценное функционирование ожидается в следующем году.
Развитие ТЛЦ предусмотрено и для других регионов. В Екатеринбурге, например, также планируется создать крупный транспортный хаб. Его полная мощность будет достигнута к 2035 году, а первая очередь — к 2027 году. Объект объединит терминалы для различных видов грузов, включая крупногабаритные, тяжеловесные и специальные. Однако такие масштабные проекты не обходятся без трудностей: график строительства уже был скорректирован, и теперь он требует слаженной работы с федеральными и региональными органами.
Планы по созданию ТЛЦ охватывают не только Приморье и Урал, но и особые экономические зоны, такие как ОЭЗ «Лотос» в Астраханской области. Здесь инвесторы готовят к запуску небольшой контейнерный терминал, который впоследствии может быть расширен в зависимости от спроса. Проект, нацеленный на развитие мультимодальных транспортных маршрутов через Каспийское и Северное морские пути, позиционируется как важный элемент в инфраструктуре международной торговли России.
В долгосрочной перспективе проекты «сухих портов» обещают значительное повышение эффективности российских транспортных коридоров. В дополнение к уже разрабатываемым ТЛЦ, рассматривается возможность создания сети из семи подобных объектов по всей стране. Эти инвестиции, превышающие 120 миллиардов рублей, нацелены на то, чтобы соединить ключевые транспортные узлы с основными торговыми потоками. Такая сеть способна улучшить логистику на стратегических маршрутах, включая Северный широтный ход, который обеспечит прямой доступ к Северному морскому пути и Каспийскому морю.
Эксперты подчеркивают, что реализация этих проектов, несмотря на значительные инвестиции и высокие темпы строительства, требует осторожного планирования. Для достижения намеченных целей потребуется активная синхронизация с другими инфраструктурными объектами, такими как Северный широтный ход и Транссибирская магистраль. Эти маршруты открывают для России возможности по формированию новых грузопотоков с Индией, Ираном, Пакистаном и другими странами, которые заинтересованы в кратчайших транзитных коридорах через российскую территорию.
Помимо расширения сети ТЛЦ и сухих портов, особое внимание будет уделено мультимодальной логистике. Такой подход подразумевает комплексную систему доставки, при которой грузы легко переходят между различными видами транспорта — от железнодорожного до морского.
Создание мультимодальных логистических коридоров, связывающих сухопутные и морские маршруты, поможет России укрепить свое положение как ключевого транзитного узла в Евразии. Сетевая интеграция транспортных и логистических центров с магистральными путями, такими как Северный широтный ход и Транссибирская магистраль, позволит российским грузоперевозчикам гибко перераспределять потоки в зависимости от спроса. Это также открывает путь для стабильного развития новых транспортных маршрутов, что может ускорить выход российских товаров на международные рынки.
Особую роль в этом процессе будут играть проекты, направленные на улучшение контейнерной инфраструктуры. Строительство и расширение терминалов в ТЛЦ «Сибирский», «Артем» и других центрах даст возможность быстро обрабатывать грузы, доставляемые как по железной дороге, так и по морю. Распределение контейнеров по этим центрам поможет избежать перегрузки дальневосточных портов и оптимизировать транспортные затраты. В то же время это создаст предпосылки для увеличения экспорта через порты Приморья и укрепит экономические связи России с азиатскими странами.
Тем не менее, реализация такого амбициозного плана требует значительных финансовых вложений и комплексного подхода. В долгосрочной перспективе Россия планирует привлечь как государственные, так и частные инвестиции для строительства сухих портов, что станет неотъемлемой частью стратегии по развитию экспортного потенциала страны.