Министерство
культуры, спорта и молодежи
Луганской Народной Республики

» » » Богоявление. Крещение Господне 18-19 января

Дата публикации: 18-01-2017, 16:30

Богоявление. Крещение Господне 18-19 января

 

Христианство – это жизнь, а не настроение. Оно касается всех сторон нашей жизни. Ошибаются те, кто видит духовную жизнь в каких-то своих отвлеченных чувствах. Духовная жизнь проявляется не в чувствах, а в наших поступках, совершаемых нами каждый день с утра и до вечера в тех самых условиях, которые нас окружают.

Само Крещение Господне тоже происходило в конкретных условиях и обстоятельствах. Все мы знаем, что поводом к чествованию одного из праздников Богоявления – явления Бога человеком в мир, праздника Крещения, стало событие, описанное евангелистами: когда пророк Иоанн призвал народ прийти к нему на Иордан и покаянно омыться там от грехов, чтоб быть готовыми к вступлению в Царство Божие, туда пришел и Иисус.

Святитель Иоанн Златоуст говорил:  «Он (Христос) крестился, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь».

Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета, призывает нас сотворить плоды покаяния. А что это значит? Об этом говорит нам апостол Павел: «Отвергнув ложь, говорите каждый истину ближнему своему… Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем… Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное… Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе… Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефес. 4, 25-32).

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…».

О том, что крещенская вода – особенная знают практически все. Но в чем именно ее сила, откуда она берется и как с ней обращаться, достоверно осведомлены немногие.  

Крещенская (богоявленская) вода еще называется Великой Агиасмой, в отличие от святой воды, освященной малым водоосвящением, которое может совершаться в любой день года.

Великая Агиасма является одной из главных святынь Православной Церкви. Само слово "Агиасма" означает "святыня", а отношение к этой святыне выражено в чрезвычайно красивом и торжественном чине освящения воды в праздник Богоявления.

Чин Великого освящения воды  совершается в Крещенский сочельник (18 января) после Божественной литургии и в сам день Крещения Господня (19 января). В течение этих дней в любом храме можно набрать крещенской воды. Оба раза вода освящается одним чином, поэтому нет никакой разницы в том, когда набирать воду – в Сочельник или в сам Праздник Крещения, нет никакой разницы между водой Крещенской и Богоявленской.

Молитвы, которые читаются во время этого чина, – это торжество хвалы и благодарения, обращенное к Богу от лица всего мира.

Благодарственные слова молитвы великого водоосвящения делают нас свидетелями творения, возвращают нас к самым истокам жизни. А человек, способный благодарить, становится лучше, чище.

Придя домой, верующие с молитвой окропляют крещенской водой свои дома.

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.

«Когда человек употребляет просфору и святую воду— говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».       

 Несмотря на то, что крещенская вода - это великая святыня, называемая Агиасмой, представители других религий могут её использовать. Но - богобоязненно, благоговейно и с верой. Перед её употреблением читать православную молитву (людям неправославной веры) не обязательно. Можно, и даже нужно, мысленно обратиться к Богу своими словами, попросить здравия души и телу.

Относительно чудесных свойств крещенской воды можно сказать, что они были отмечены еще святителем Иоанном Златоустом. Вода, освященная в праздник Богоявления, не портится на протяжении нескольких лет и обладает свежестью, вкусом и видом только что набранной из источника. Но это бывает при благоговейном хранении и использовании, в местах, где сохраняются мир и благочестие. Нередки случаи, когда при недолжном отношении крещенская вода портилась - благодать от нее отходила и вступали в силу естественные физические законы.

Любая другая святая вода также является святыней. И ею нельзя пренебрегать. Она также содержит в себе благодать Божию и благодать святого подвижника, святого источника или иконы Божий Матери, от которой освящена. При этом, святую воду, освященную малым чином можно употреблять в любое время, разве, что с благоговением и верой, и молитвой. А Крещенскую воду надо употреблять со страхом Божиим, натощак и маленькими порциями, как лекарство. Но это лекарство – духовное.

Освящать одежду, предметы быта можно и хорошо, окропляя их крещенской водой, но освящение вещей, предназначенных для использования в богослужении, икон - дело священников по данной им благодати и совершается в храме Божием.Повседневная еда освящается молитвой перед ее вкушением через крестное знамение, а не кроплением святой водой. Но бывают ситуации и случаи, когда покропить пищу крещенской водой хорошо и даже необходимо, но это делается, скорее, как очищение.

Есть вполне благочестивая традиция рисования крестов и окропления святой водой жилья, относящаяся к Крещенскому Сочельнику. Кресты в прежние века рисовали не мелом, а выжигали свечкой, наносили копотью свечи. В современных жилищах далеко не все готовы пойти на такой шаг по отношению к своему недвижимому имуществу, но "могий вместити, да вместит". В любом случае можно держаться второй и не менее значимой части этого обычая и окропить весь дом, как и говорит Типикон, крещенской водой.